Защита прав потребителей

Вопросы защиты прав граждан, выступающих потребителями различного рода товаров (работ, услуг), особенно важны в условиях активного рынка. Сколько в России предпринимателей? А сколько из них добросовестных? На первый вопрос поможет ответить налоговая статистика: по данным Федеральной налоговой службы по состоянию на март 2013 года в России зарегистрированы 4 553 486 юридических лиц и 3 825 756 индивидуальных предпринимателей, вместе это более 8,3 млн.экономических субъектов! Конечно, не все юридические лица занимаются предпринимательской деятельностью, и не каждый предприниматель, будь то коллективный субъект или гражданин, в обиходе именуемый ПБОЮЛ, попадает в сферу действия законодательства о защите прав потребителей. В любом случае, гражданин, выступая покупателем товаров или заказчиком работ, услуг, часто приобретает для себя «кота в мешке», и недостатки купленного товара, результата выполненной работы или оказанной услугистановятся очевидными уже после того, как сделка состоялась.

Возвращаясь к вопросу о добросовестности предпринимателей, следует вспомнить, что цель, объединяющая общим знаменателем всех продавцов, подрядчиков, исполнителей, – это извлечение прибыли. И поскольку предпринимательскому сообществу в России нелегко живется под гнетом налогов и контролирующих органов, то многие из них стараются получить прибыльнедобросовестным путём за счет потребителей, снижая качество предоставляемых услуг.

Проблемы нарушения прав потребителей при продаже товаров кроются в обилии контрафактной продукции на рынке, в дезинформировании покупателей о потребительских свойствах товаров, в ненадлежащем качестве пищевых продуктов, реализуемых в сетевых магазинах, в использовании откровенно мошеннических схем по продаже «эксклюзивных» товаров (бытовой техники, омолаживающей косметики и др.).

По договорам подряда, при участии в долевом строительстве, при получении медицинских, банковских, риэлтерских и других видов услуг граждане, выступающие их приобретателями для личных нужд, могут столкнуться с нарушением потребительских прав.

К возникающим из договоров отношениям с участием граждан-потребителей применяется законодательство о защите прав потребителей.

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) предусматривает положения о праве граждан на предоставление информации (статьи 8 — 12), об ответственности за нарушение прав потребителей (статья 13), о возмещении вреда (статья 14), о компенсации морального вреда (статья 15), об альтернативной подсудности (пункт 2 статьи 17), а также об освобождении от уплаты государственной пошлины (пункт 3 статьи 17) при обращении в суд за защитой нарушенных прав.

Положения Закона предусматривают немало эффективных способов защиты прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг). Так, при нарушении сроков выполнения работы (оказания услуги) или, если во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по выбору может продлить отношения с исполнителем на новый срок, поручить выполнение работы (оказание услуги) другому или выполнить ее самостоятельно и потребовать от исполнителя возмещения расходов, потребовать уменьшения цены договора, и, наконец, отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать возмещения убытков.

Кроме того, если законные требования заказчика не удовлетворены исполнителем добровольно, суд вправе оштрафовать недобросовестного предпринимателя на половину суммы, присужденной в пользу потребителя.

Адвокаты Коллегии адвокатов «Улищенко и Партнёры» помогут Вам защитить нарушенные права потребителей. В Ваших интересах мы предпримем следующие действия:

  1. Проведем анализ ситуации, в которой оказались нарушенными права потребителя, предложим возможные способы защиты нарушенных прав;
  2. Составим и направим изготовителю, исполнителю, импортеру или продавцу претензию, возникшую в связи с куплей-продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг;
  3. Проведем претензионную работу и поможем урегулировать спор в досудебном порядке;
  4. Составим заявление о защите прав потребителя, возмещении убытков и морального вреда и предъявим его в суд;
  5. Обеспечим защиту прав истца при рассмотрении судом гражданского дела о защите прав потребителя;
  6. Обеспечим исполнение решения суда в ходе исполнительного производства.