Возврат (зачет) излишне уплаченного налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию России

Таможенное законодательство Таможенного союза и законодательство Российской Федерации о таможенном деле связывают возникновение обязанности по уплате налога на добавленную стоимость (НДС) в отношении товаров, помещаемых под процедуру выпуска для внутреннего потребления, с моментом регистрации таможенным органом декларации на товары (ДТ).

Расчет налоговой базы для применения ставки НДС (0, 10 или 18 процентов) в отношение ввозимых на территорию России товаров осуществляется путем сложения таможенной стоимости импортных товаров, таможенной пошлины, подлежащей уплате, и акциза (по подакцизным товарам). В общем порядке операции по ввозу иностранных товаров подлежат налогообложению НДС по ставке 18 процентов.

Импорт товаров, в отношении которых установлен преференциальный режим налогообложения, позволяет участнику внешнеэкономической деятельности (ВЭД) сохранить в обороте значительные денежные средства.

Так, импортерам важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники хорошо известно об их возможности не уплачивать НДС при ввозе товаров, отнесенных к этой группе. Настоящее право закреплено в статье 149 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), а перечень таких товаров установлен Правительством РФ. Однако участникам ВЭД, организующим поставки медицинской техники на территорию России, также хорошо известны трудности, возникающие при реализации права на налоговую льготу: таможенный инспектор на посту отказывается принимать декларацию с заявленной льготой, несовпадение по нескольким знакам кода Общероссийского классификатора продукции (ОКП) ввозимых товаров с установленным перечнем влечет отказ в предоставлении льготы ввиду непонимания должностными лицами таможенных органов структуры ОКП, таможня отказывается признавать уже уплаченный НДС излишком и затягивает в омут бумажной волокиты.

С похожими проблемами сталкиваются и импортеры книжной продукции, печатной периодики, лекарств и изделий медицинского назначения, ввоз которых на территорию России подлежит налогообложению НДС по ставке 10 процентов.

Если при декларировании товаров таможенному органу возник спор о подлежащей применению ставке НДС, то декларант или его представитель фактически вынуждены произвести оплату НДС по той ставке и в том размере, которые укажет таможенный орган, поскольку недоплата таможенных платежей является основанием для отказа в выпуске товаров в свободное обращение (статья 201 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Отстаивать неправомерно взысканные или вынужденно уплаченные излишне суммы налога добросовестным предпринимателям приходится в зале судебного заседания. Вместе с тем, в поисках правды, возможно, не стоит тут же затевать тяжбу в стенах дворца правосудия. Альтернативной и действенной мерой в данном случае является обращение с жалобой в ведомственном порядке в вышестоящий таможенный орган.

Преимущества обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц в вышестоящие таможенные органы в сравнении с обжалованием в судебные органы заключаются в следующем:

  • отсутствуют судебные расходы;
  • имеется возможность непредставления документов и сведений, которыми подтверждаются обстоятельства, указанные в жалобе, при наличии их в таможенном органе;
  • экономия личного времени (не предусмотрено личное участие заявителя в рассмотрении жалобы);
  • не исключается возможность одновременной или последующей подачи жалобы аналогичного содержания в судебные органы;
  • наличие преимуществ упрощенного порядка обжалования (в определенных случаях имеется возможность обращения с устной жалобой, которая рассматривается безотлагательно и решение принимается по ней незамедлительно).

Однако есть и недостатки административного порядка обжалования неправомерного отказа в возврате НДС. Вышестоящий таможенный орган, являясь проводником фискальной политики государства, не меньше подчиненного таможенного органа заинтересован в пополнении бюджета и также связан контрольными показателями эффективности деятельности. Собираемость таможенных платежей, устанавливаемая в соответствии с планом на год вперед, – главная цель таможенной службы. И поэтому досудебное урегулирование спора с таможней о возврате (зачете) НДС возможно лишь в случае явного и вопиющего нарушения законодательства нижестоящим таможенным органом, решение, действие (бездействие) которого проверяются в ведомственном порядке.

Схема действий плательщика по возврату излишне уплаченных (взысканных) при импорте товаров сумм налога на добавленную стоимость.

Целесообразность применения тех или иных (установленных законом) рычагов воздействия на таможенные органы может быть оценена в каждом случае индивидуально. Адвокаты коллегии «Улищенко и партнеры», успешно представляющие интересы участников ВЭД в судебных и арбитражных спорах с таможенными органами, имеющие высокую квалификацию в сфере таможенного дела и смежных отраслей права, готовы восстановить Ваши нарушенные права, каким бы безысходным ни казалось Ваше положение на первый взгляд.